Пензенские старшеклассники  разработали план профориентации в школах

Дискуссия на тематической площадке пензенского ЦОПП в рамках городского педагогического форума получилась оживлённой и полезной. Ведь тема для учащихся 10-11 классов, собравшихся на дизайн сессию «Первый шаг в профессию», очень актуальна.

Ребята пытались разобраться в вопросе – «Какие трудности испытывают старшеклассники при выборе профессии?» Им нужно было не просто ответить на этот вопрос, но и выработать  предложения по  улучшению  профориентационной  работы в школах.

К каким же выводам пришли школьники вместе со спикерами ЦОПП в ходе обсуждения проблемы?

Оказалось, что трудности с выбором профессионального пути во многом связаны с тем, что большинство подростков просто не владеют информацией о современных профессиях. Не знают,  какие направления профессиональной подготовки  предлагают даже пензенские колледжи и вузы, не говоря уж об учебных заведениях других городов. Не понимают своих интересов и возможностей, не могут оценить свои силы в освоении каких-либо навыков. Большинство  старшеклассников также сошлись во мнении, что часто мешают выбрать профессию по душе родители:  они фактически оказывают давление на своих уже практически взрослых детей, выбирая за них их карьерный путь.

Результатом всех этих незнаний является вот такая статистика, собранная уже в колледжах и вузах России. 40 процентов студентов уже на ранних курсах сомневаются в правильности выбора направления подготовки. 46 процентов выпускников колледжей и вузов не работают по той профессии, которой овладевали в процессе обучения.

Как изменить ситуацию с ориентацией школьников в мире профессий в лучшую сторону? Ребята в результате дискуссии вышли на несколько идей, которые предлагают реализовать в школах.

  1. В школах нужны профориентационные центры или центры карьеры, где кураторы и  наставники помогут с самоопределением.
  2. Необходимо проводить среди старшеклассников профориентационное тестирование, которое поможет задуматься о будущей карьере.
  3. Нужны короткие профориентационные курсы во время каникул, чтобы попробовать себя в той или иной профессии. Иными словами, профканикулы были бы интересны. (Пензенский ЦОПП как раз реализует такой проект).
  4. Была бы интересна производственная  практика на предприятиях, где старшеклассники под руководством наставников могли бы попробовать свои силы в рабочих профессиях.

Все эти идеи ребята озвучили в финале дискуссии на тематической площадке ЦОПП, а также –  на заседании круглого стола по итогам педагогического форума. Специалисты Пензенского ЦОПП эти идеи поддерживают.

Поделиться