Профессия – Официант (Приготовитель напитков)
Общая информация
Ресторанный сервис как область сферы услуг охватывает несколько профессий – официант, бармен, бариста, повар и специалист по винам и крепкому алкоголю. Как правило, специалист ресторанного сервиса владеет несколькими профессиями. Специалист в сфере ресторанного сервиса предоставляет гостям высококачественные услуги, связанные с продуктами питания и напитками. Такой специалист всегда должен выполнять свои обязанности профессионально и находиться в контакте с клиентом, чтобы соответствовать его ожиданиям.
Тип подачи услуги зависит от целевой аудитории: от простых схем самообслуживания до изысканного подхода, при котором блюда готовятся на столе гостя. Высококачественные услуги в сфере ресторанного сервиса требуют от специалиста обширных знаний о международной кухне, напитках и винах. Он должен обеспечить полное соблюдение общепринятых правил обслуживания и знать способы приготовления фирменных блюд и напитков для подачи на стол посетителя или в баре.
Официант играет важнейшую роль во встрече гостя и формировании его впечатления от посещения заведения. Здесь огромное значение имеют профессионализм и изобретательность, хорошие манеры, безукоризненное взаимодействие с гостями, уверенность в себе, абсолютное соблюдение личной и пищевой гигиены, приятная внешность и практические навыки.
Для подачи деликатесов, напитков и вин используется большое количество разнообразных инструментов и материалов. Специалист в этой сфере знаком с принципами их применения наряду с обычными принадлежностями для сервировки.
Независимо от рабочей среды, универсальными качествами высококлассного специалиста являются превосходные навыки коммуникации и заботы о госте. Официанты могут работать как в составе коллектива, так и сотрудничать с другими группами персонала гостиницы или ресторана. Какова бы ни была организация работы, обученный и опытный специалист демонстрирует высокий уровень персональной ответственности и самостоятельности. Сюда входит как забота о здоровье и благополучии гостей и коллег путем строгого соблюдения правил безопасности и гигиены, так и достижение впечатляющих результатов для ответственных мероприятий.
Содержание труда
Главная задача официанта: качественно обслуживать клиентов. В обязанности официанта входят:
- подготовка зала и столов к приему посетителей;
- отбор посуды, столовых принадлежностей (скатерти, салфетки), приборов, сервировка стола в соответствии с видом обслуживания;
- знакомство посетителей с меню, информирование о предлагаемых блюдах, прием заказов;
- контроль правильности исполнения заказа и внешний вид блюд;
- доставка заказов;
- расчет с посетителями.
Официант применяет правила этикета при сервировке стола, подаче блюд и обслуживания клиентов. Официант следит за изменениями по ассортименту в течение рабочей смены, поддерживает чистоту и порядок на столах, своевременно убирает грязную посуду и пересервировывает столы. Официант обязательно сообщает администратору все пожелания и замечания гостей.
Таким образом, основная цель деятельности официанта — обслуживание посетителей на предприятиях массового питания.
Основной предмет труда — человек (сервисное обслуживание), сопутствующие — знаковые системы (цифры, деньги) и художественный образ (пространство).
В своей работе официант использует средства труда:
- вещественные (орудийные) — ручные (авторучку, карандаш, штопор), электронные (калькулятор);
- невещественные (функциональные) — наглядно-образное мышление, долговременную и кратковременную образную и сенсорную (зрительную, обонятельную, вкусовую) память; объемное, концентрированное внимание, образное воображение; выразительные речь и поведение; общую координацию движений тела, мелкую моторику рук; органы чувств — зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.
- Работа официанта имеет достаточно определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:
- должностными обязанностями;
- правилами, инструкциями, руководящими материалами, постановлениями, распоряжениями;
- правилами оформления документации при расчете с посетителями;
- правилами гигиены и санитарии;
- основами эстетики;
- нормами профессиональной этики.
Функционально официант является исполнителем волеизъявления посетителей. Контакты многочисленные, кратковременные, с меняющимся кругом лиц — с посетителями и долговременные — с работниками предприятия питания.
Ответственность повышенная материальная — за правильность денежного расчета с посетителями и моральная — за общение с посетителями (создание благоприятной репутации заведения).
Официант работает и в комфортных условиях — в помещении, и в усложненных — в салонах-пищеблоках транспортных средств, на улице (летние кафе).
Возможные факторы психофизиологической напряженности в работе:
- повышенная моральная и материальная ответственность;
- физические нагрузки (постоянное пребывание на ногах);
- наличие специфических условий труда (ночные смены, шум);
- постоянное общение с людьми (коммуникативные и эмоциональные нагрузки);
- возможность травматизма (работа с острыми и бьющимися предметами).
Требования профессии
К индивидуальным способностям и особенностям:
- нервно-психическая устойчивость;
- высокая работоспособность и физическая выносливость;
- хорошие счетные способности;
- четкая речь;
- внешняя привлекательность (желательно).
К личностным способностям и качествам:
- стрессоустойчивость;
- умение управлять собой;
- коммуникативные способности;
- подчеркнуто безукоризненная вежливость, артистизм;
- склонность к эстетическому восприятию окружающего мира;
- наблюдательность;
- аккуратность, чистоплотность;
- ответственность.
К профессиональным знаниям и навыкам:
Квалифицированный официант должен иметь профессиональные познания в гастрономии, в винах, а также знать:
- ассортимент своего заведения;
- технику обслуживания клиентов;
- правила сервировки стола;
- этикет;
- товароведение;
- кулинарию;
- психологию.
Квалифицированный официант должен уметь:
- создать располагающую атмосферу за столиком, вести профессиональный диалог с посетителем, применяя знания о психологии разных людей и правила этикета;
- предвосхищать или сглаживать конфликтные, напряженные ситуации с проблемными клиентами;
- точно и быстро считать, чтобы не ошибаться при расчете и не задерживать посетителей;
- появляться в нужное время, при необходимости сообщить клиенту о технике приготовления блюда;
- посоветовать спиртные напитки;
- четко помнить лица посетителей, кто за каким столиком, какие блюда и когда заказал;
- выдерживать без нервозности большие физические и психоэмоциональные нагрузки;
- работать не только быстро, но и красиво, артистично во всех условиях, в том числе при дефиците времени, при наплыве посетителей.
К допрофессиональному образованию: необходимы знания по русскому языку и математике в рамках школьной программы.
К профессиональному образованию: среднее профессиональное образование, курсы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов.
Родственные профессии
Буфетчик, бармен, продавец, метрдотель.
Где обучают
ГАПОУ ПО «Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса»