Компетенция «Ресторанный сервис»

Профессия – Официант (Приготовитель напитков)

Общая информация

Ресторанный сервис как область сферы услуг охватывает несколько профессий – официант, бармен, бариста, повар и специалист по винам и крепкому алкоголю. Как правило, специалист ресторанного сервиса владеет несколькими профессиями. Специалист в сфере ресторанного сервиса предоставляет гостям высококачественные услуги, связанные с продуктами питания и напитками. Такой специалист всегда должен выполнять свои обязанности профессионально и находиться в контакте с клиентом, чтобы соответствовать его ожиданиям.

Тип подачи услуги зависит от целевой аудитории: от простых схем самообслуживания до изысканного подхода, при котором блюда готовятся на столе гостя. Высококачественные услуги в сфере ресторанного сервиса требуют от специалиста обширных знаний о международной кухне, напитках и винах. Он должен обеспечить полное соблюдение общепринятых правил обслуживания и знать способы приготовления фирменных блюд и напитков для подачи на стол посетителя или в баре.

Официант играет важнейшую роль во встрече гостя и формировании его впечатления от посещения заведения. Здесь огромное значение имеют профессионализм и изобретательность, хорошие манеры, безукоризненное взаимодействие с гостями, уверенность в себе, абсолютное соблюдение личной и пищевой гигиены, приятная внешность и практические навыки.

Для подачи деликатесов, напитков и вин используется большое количество разнообразных инструментов и материалов. Специалист в этой сфере знаком с принципами их применения наряду с обычными принадлежностями для сервировки.

Независимо от рабочей среды, универсальными качествами высококлассного специалиста являются превосходные навыки коммуникации и заботы о госте. Официанты могут работать как в составе коллектива, так и сотрудничать с другими группами персонала гостиницы или ресторана. Какова бы ни была организация работы, обученный и опытный специалист демонстрирует высокий уровень персональной ответственности и самостоятельности. Сюда входит как забота о здоровье и благополучии гостей и коллег путем строгого соблюдения правил безопасности и гигиены, так и достижение впечатляющих результатов для ответственных мероприятий.

Содержание труда

Главная задача официанта: качественно обслуживать клиентов. В обязанности официанта входят:

  • подготовка зала и столов к приему посетителей;
  • отбор посуды, столовых принадлежностей (скатерти, салфетки), приборов, сервировка стола в соответствии с видом обслуживания;
  • знакомство посетителей с меню, информирование о предлагаемых блюдах, прием заказов;
  • контроль правильности исполнения заказа и внешний вид блюд;
  • доставка заказов;
  • расчет с посетителями.

Официант применяет правила этикета при сервировке стола, подаче блюд и обслуживания клиентов. Официант следит за изменениями по ассортименту в течение рабочей смены, поддерживает чистоту и порядок на столах, своевременно убирает грязную посуду и пересервировывает столы. Официант обязательно сообщает администратору все пожелания и замечания гостей.

Таким образом, основная цель деятельности официанта — обслуживание посетителей на предприятиях массового питания.

Основной предмет труда — человек (сервисное обслуживание), сопутствующие — знаковые системы (цифры, деньги) и художественный образ (пространство).

В своей работе официант использует средства труда:

  • вещественные (орудийные) — ручные (авторучку, карандаш, штопор), электронные (калькулятор);
  • невещественные (функциональные) — наглядно-образное мышление, долговременную и кратковременную образную и сенсорную (зрительную, обонятельную, вкусовую) память; объемное, концентрированное внимание, образное воображение; выразительные речь и поведение; общую координацию движений тела, мелкую моторику рук; органы чувств — зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.
  • Работа официанта имеет достаточно определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:
  • должностными обязанностями;
  • правилами, инструкциями, руководящими материалами, постановлениями, распоряжениями;
  • правилами оформления документации при расчете с посетителями;
  • правилами гигиены и санитарии;
  • основами эстетики;
  • нормами профессиональной этики.

Функционально официант является исполнителем волеизъявления посетителей. Контакты многочисленные, кратковременные, с меняющимся кругом лиц — с посетителями и долговременные — с работниками предприятия питания.

Ответственность повышенная материальная — за правильность денежного расчета с посетителями и моральная — за общение с посетителями (создание благоприятной репутации заведения).

Официант работает и в комфортных условиях — в помещении, и в усложненных — в салонах-пищеблоках транспортных средств, на улице (летние кафе).

Возможные факторы психофизиологической напряженности в работе:

  • повышенная моральная и материальная ответственность;
  • физические нагрузки (постоянное пребывание на ногах);
  • наличие специфических условий труда (ночные смены, шум);
  • постоянное общение с людьми (коммуникативные и эмоциональные нагрузки);
  • возможность травматизма (работа с острыми и бьющимися предметами).

Требования профессии

К индивидуальным способностям и особенностям:

  • нервно-психическая устойчивость;
  • высокая работоспособность и физическая выносливость;
  • хорошие счетные способности;
  • четкая речь;
  • внешняя привлекательность (желательно).

К личностным способностям и качествам:

  • стрессоустойчивость;
  • умение управлять собой;
  • коммуникативные способности;
  • подчеркнуто безукоризненная вежливость, артистизм;
  • склонность к эстетическому восприятию окружающего мира;
  • наблюдательность;
  • аккуратность, чистоплотность;
  • ответственность.

К профессиональным знаниям и навыкам:

Квалифицированный официант должен иметь профессиональные познания в гастрономии, в винах, а также знать:

  • ассортимент своего заведения;
  • технику обслуживания клиентов;
  • правила сервировки стола;
  • этикет;
  • товароведение;
  • кулинарию;
  • психологию.

Квалифицированный официант должен уметь:

  • создать располагающую атмосферу за столиком, вести профессиональный диалог с посетителем, применяя знания о психологии разных людей и правила этикета;
  • предвосхищать или сглаживать конфликтные, напряженные ситуации с проблемными клиентами;
  • точно и быстро считать, чтобы не ошибаться при расчете и не задерживать посетителей;
  • появляться в нужное время, при необходимости сообщить клиенту о технике приготовления блюда;
  • посоветовать спиртные напитки;
  • четко помнить лица посетителей, кто за каким столиком, какие блюда и когда заказал;
  • выдерживать без нервозности большие физические и психоэмоциональные нагрузки;
  • работать не только быстро, но и красиво, артистично во всех условиях, в том числе при дефиците времени, при наплыве посетителей.

К допрофессиональному образованию: необходимы знания по русскому языку и математике в рамках школьной программы.

К профессиональному образованию: среднее профессиональное образование, курсы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов.

Родственные профессии

Буфетчик, бармен, продавец, метрдотель.

Где обучают

ГАПОУ ПО «Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса»

Поделиться