Профессия – Воспитатель

Общая информация
Воспитатель детского сада (яслей-сада) — специалист, занимающийся обучением правилам (навыкам) поведения и воспитанием детей (эстетическим, нравственным и физическим).
Ведущую роль в развитии каждого ребенка играет воспитание. Всестороннее воспитание — длительный и сложный процесс, который осуществляется воспитателями детских садов. Первые детские сады появились в XIX веке на территории Германии и носили название «Вальдорфская школа», а в начале XX века в Италии эти дошкольные учреждения были открыты Марией Монтессори. Основной задачей этих учреждений было развивающее обучение детей 2–6 лет. В России первые детские сады появились в 1918 году. Работа с детьми дошкольного возраста ответственная и кропотливая, так как именно в этом возрасте закладывается фундамент воспитания. Она требует глубоких знаний соответствующих разделов педагогики и психологии, принципов психолого-педагогического воздействия на малолетних детей, умения использовать игровые ситуации в учебно-воспитательных целях, знания методов развития речи, умения формировать первичные математические представления у детей, выявлять и развивать их природные способности. Всей этой работой занимается воспитатель детского сада. Он работает в государственных, частных и специализированных (детский сад, дом ребенка и др.) детских дошкольных учреждениях.
Содержание труда
В обязанности воспитателя детского сада входят:
- обеспечение физической и эмоциональной безопасности детей;
 - развитие у детей высших психических функций: мышления и речи, памяти, внимания, восприятия и воображения;
 - развитие детей: рисование, лепка, музыка, литература, танцы, знакомство с произведениями искусства;
 - этическое, нравственное, патриотическое, волевое воспитание;
 - физическое развитие, укрепление здоровья, привитие навыков личной гигиены;
 - трудовое воспитание (приобщение детей к труду);
 - обучение навыкам чтения, счета, подготовка к школе;
 - консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детейдошкольников.
 
Таким образом, основная цель деятельности воспитателя — организация и проведение мероприятий по интеллектуальному, эстетическому, нравственному и физическому развитию детей-дошкольников, подготовка их к школе.
Основной предмет труда — человек (воспитание и обучение), сопутствующие — знаковые системы (тексты, цифры), художественный образ (музыкальные, изобразительные навыки), природа (растения и животные (навыки ухода)).
В своей работе воспитатель детского сада использует средства труда:
- вещественные (орудийные) — ручные (авторучку, карандаши, бумагу, ножницы, пластилин и др.), электрифицированные (проектор, аудио, видеотехнику);
 - невещественные (функциональные) — наглядно-действенное и словесно-логическое мышление, долговременную и оперативную образную и вербальную память, объемное, распределенное внимание, образное воображение; эмоциональновыразительные речь и поведение, мимические и жестовые проявления; общую координацию движений тела, моторику рук; органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание.
 
Воспитатель работает и в комфортных условиях — в помещении, и на открытом воздухе при благоприятных метеорологических условиях.
Работа воспитателя имеет достаточно определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:
- должностными обязанностями;
 - законодательными, нормативно-правовыми актами;
 - постановлениями, распоряжениями, приказами, методическими, нормативными материалами;
 - нормами профессиональной этики, но при возникновении неожиданных, критических ситуаций требует от специалиста самостоятельного реагирования и принятия ответственного решения.
 
Труд воспитателя имеет и индивидуальную организацию, при которой он самостоятельно от начала до конца выполняет свою работу и отвечает за нее, и коллективную — с педагогическим коллективом.
Функционально воспитатель является организатором работы других людей — детей, родителей.
Контакты многочисленные и долговременные — с группой детей, родителями, сотрудниками.
Ответственность повышенная моральная — за обучение, воспитание и развитие, за жизнь и здоровье детей.
Возможные факторы психофизиологической напряженности в работе:
- повышенная моральная ответственность и за жизнь и здоровье людей;
 - постоянное общение с людьми (коммуникативные и эмоциональные нагрузки);
 - физические нагрузки (ходьба);
 - наличие фона «связанности с работой»;
 - необходимость работы в две смены.
 
Требования профессии
К индивидуальным способностям и особенностям:
- нервно-психическая устойчивость;
 - высокая работоспособность;
 - четкая речь; • выносливость речеголосового аппарата;
 - приятная внешность (желательно).
 
К личностным способностям и качествам:
- стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность;
 - умение управлять собой, личная организованность; • социальный интеллект (способность адекватно воспринимать и оценивать человека);
 - коммуникативные и организаторские способности;
 - умение сопереживать;
 - высокая общая культура;
 - ответственность.
 
К профессиональным знаниям и навыкам:
Воспитатель должен знать:
- нормативные правовые акты и другие программно-методические документы по вопросам дошкольного образования, правам ребенка;
 - педагогику и методику дошкольного воспитания;
 - детскую, возрастную, педагогическую и социальную психологию, анатомию и физиологию детей;
 - основы дефектологии;
 - детский репертуар (литературно-художественный, музыкальный);
 - различные методики обучения и развития детей;
 - правила охраны жизни и здоровья детей;
 - основы доврачебной помощи
 
Воспитатель должен уметь:
- понимать проблемы детей, находить общий язык с любым ребенком;
 - поддерживать дисциплину в группе, избегая грубых методов;
 - применять на практике различные методики развития, образования и воспитания;
 - выявить интересы и склонности каждого ребенка и дать совет родителям по их дальнейшему развитию;
 - общаться с родителями, решать конфликты, прислушиваться к разным мнениям и пожеланиям.
 
К допрофессиональному образованию: необходимы знания по русскому языку и биологии в рамках школьной программы.
К профессиональному образованию: среднее и высшее профессиональное образование.
Родственные профессии
Учитель начальных классов, гувернер, педагог, психолог, методист по дошкольному воспитанию.
Где обучают
ГАПОУ ПО «Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства»
ГБПОУ ПО «Кузнецкий многопрофильный колледж»
ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж»
ЧПОУ «Пензенский гуманитарно-технический колледж».