Компетенция «Управление локомотивом»

Профессия – Машинист локомотива

Общая информация

Машинист локомотива – это специалист, который обладает высокими практическими навыками для профессионального выполнения работы, связанной с безопасностью движения поездов, безопасностью перевозки грузов и пассажиров, со строжайшим соблюдением выполнения графика движения поездов и выполнением технологического процесса работы железных дорог.

Железная дорога – комплексное транспортное предприятие, имеющее все технические средства для перевозки пассажиров и грузов. Локомотив – от латинских слов «locus» – место и «moteo» – тяну, т.е. дословно «двигающий по месту», по рельсам. Это название было придумано Дж. Стефенсоном. Профессия «машинист» не такая древняя, как многие другие, и связана с появлением железных дорог.

Профессия относиться к числу весьма востребованных на рынке труда, тем более что в последние годы объем перевозок железнодорожным транспортом в нашей стране постоянно растет. Успешно окончившие соответствующие образовательные организации выпускники автоматически получают рабочие места. В небольших населенных пунктах, расположенных у крупных железнодорожных узлов, эта профессия может оказаться самой распространенной. Уровень доходов машинистов несколько превышает среднюю заработную плату в промышленности.

Машинист локомотива может работать на:

  • железных дорогах общей сети;
  • рудниках;
  • промышленных предприятиях (внутризаводские пути);
  • шахтах.

Содержание труда

Машинист локомотива – работник, управляющий локомотивом на железной дороге. Доминирующие виды деятельности машиниста локомотива:

  • управление грузовым, пассажирским поездом дальнего следования, пригородного и местного сообщения, специальным поездом, промышленным локомотивом;
  • маневровые передвижения;
  • прием и контрольно-технический осмотр локомотива;
  • обеспечение рационального режима управления локомотивом;
  • обеспечение правильного режима работы локомотива, прицепных вагонов и их узлов;
  • контроль за сигналами, состоянием железнодорожного полотна и контактной сети, показателями контрольно-измерительных приборов в пути следования;
  • обеспечение безопасности и соблюдение графика движения поездов;
  • выполнение оперативных распоряжений работников, ответственных за движение поезда и производство маневров;
  • контроль за безопасной посадкой и высадкой пассажиров, информирование пассажиров о посадке, высадке и отправлении поезда;
  • контроль за сохранностью и своевременностью доставки груза и безопасностью пассажиров в пути следования;
  • принятие экстренных решений в случае применения стоп-крана;
  • руководство и контроль за работой членов локомотивной бригады;
  • своевременное устранение выявленных в пути следования неисправностей;
  • выполнение служебного ремонта локомотива в составе локомотивной бригады.

Объекты профессиональной деятельности

  • локомотив (по видам); 
  • устройства, узлы и агрегаты оборудования локомотива (по видам); 
  • инструменты, контрольно-измерительные приборы, применяемые при техническом обслуживании и ремонте локомотива (по видам); 
  • профиль пути; 
  • сигнальные устройства. 

Машинист работает в помещении или на открытом воздухе, индивидуально или в составе бригады. Использует ручные и механизированные орудия труда, измерительные приборы.

Условия труда: машинист осуществляет деятельность в кабине локомотива. Для успешного выполнения деятельности необходим обмен информацией с коллегами, диспетчерской службой. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно, с помощью технических средств связи или условных сигналов.

Возможные факторы психофизиологической напряженности в работе:

  • высокая ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, сохранность перевозимых грузов;
    • высокая нагрузка на зрение;
    • физические нагрузки при одной рабочей позе (усталость мышц рук, ног, спины);
    • наличие специфических и неблагоприятных факторов и условий труда (повышенный уровень шума, вибрация).

Требования к профессии

К личностным способностям и качествам:

  • физическая выносливость;
  • нервно-психическая устойчивость;
  • хорошая координация движений;
  • скорость и точность движений;
  • быстрота реакции;
  • высокий уровень переключаемости, концентрации, устойчивости внимания;
  • навыки зрительного восприятия в процессе движения;
  • навыки различения сигналов;
  • точный глазомер;
  • оперативность мышления.
  • дисциплинированность;
  • самообладание.

К профессиональным знаниям и навыкам:

Машинист локомотива должен знать:

  • устройство и конструктивные особенности локомотивов;
  • методы вождения локомотивов;
  • правила технической эксплуатации железных дорог РФ;
  • инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ;
  • технология проведения слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ;
  • основы электротехники, радиотехники, технической механики, материаловедения;
  • требования правил и инструкций по безопасности труда и производственной санитарии при эксплуатации и ремонте локомотивов, а также пожарной безопасности;
  • правила эксплуатации и хранения инвентаря, инструментов и индивидуальных средств защиты;
  • устройство депо и маневровых путей.

Машинист локомотива должен уметь:

  • управлять локомотивом;
  • проводить небольшие слесарные работы, пользоваться радиосвязью;
  • осуществлять демонтаж и монтаж отдельных приборов пневматической системы;
  • проверять действие пневматического оборудования;
  • осуществлять регулировку и испытание отдельных механизмов;
  • определять конструктивные особенности узлов и деталей подвижного состава;
  • выполнять основные виды работ по эксплуатации электровоза;
  • управлять системами подвижного состава в соответствии с установленными требованиями;
  • определять соответствие технического состояния оборудования подвижного состава требованиям нормативных документов.

К допрофессиональному образованию: необходимы знания по математике, физике в рамках школьной программы.

К профессиональному образованию: среднее профессиональное образование.

Родственные профессии

Машинист электропоезда, машинист дизельпоезда, слесарь по ремонту подвижного состава.

Где обучают

Филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей и сообщения» в г. Пенза – Пензенский техникум железнодорожного транспорта

ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий»

Поделиться